Раскол русской православной церкви: причины и последствия

Раскол Русской православной церкви приходится на 1650-1660 годы. Хотя он касается религиозной сферы, однако подоплёка у него – политическая. Он произошел в царствование царя Алексей Михайловича Романова, который видел себя освободителем Константинополя от турок и наследником Византии. Его амбиции отчасти можно связать с другими событиями, которые случились в XVII веке (в 17 веке – ошибочное написание). Так, некоторые исследователи считают, что это была своеобразная попытка реванша. Часть духовенства вместе с русским правителем полагали, что у России – особая роль, особый путь.

Раскол русской православной церкви

Вполне вероятно, что их претензии были связаны с тем, что в интеллектуальном и культурном, а также во многом в духовном плане Москва тогда не могла предложить что-то аутентичное. В церковных делах она практически постоянно копировала Византию, а после того, как та перестала существовать – начала следовать за современными на тот момент греками. Перенимались не только обряды, но и манера одеваться. Священнослужители стали отказываться от тонзуры и отпускали длинные волосы.

Но дело в том, что возникновение этой традиции у самих греков обусловлено турецким господством, новыми веяниями и вхождением территорий в состав Османской империи. Завоеватели предоставили священникам административные функции, поэтому их внешний вид поменялся. Но в Русской православной церкви, по всей видимости, недостаточно хорошо разобрались в таких моментах. Патриарх Никон вёл переписку, пытаясь понять, как именно следует вести обряды. И полученные им ответы он трактовал в свою пользу.

Правда, не было принято во внимание то, что происходившей переписке явно сопутствовало определённое давление со стороны Османской империи. Вполне вероятно, что вторая сторона не могла выражаться ясно и прямо. Тем не менее Никон решил, что он получил все необходимые ему ответы. И в 1654 году он провёл Собор, где в результате сильнейшего давления на собравшихся добился разрешения исправлять церковные книги, фактически, редактируя их. Что могло быть воспринято мягче, если бы при этом ориентация шла на более древние источники. Но в середине семнадцатого века патриарх взял в качестве оригинального образца современные на тот момент греческие книги.

Не меньшее значение для раскола в Русской церкви имеет еще одна дата: 1656 год. Именно тогда было объявлено о том, что креститься теперь нужно 3 перстами. Те же, кто делал это 2, были преданы анафеме. Нужно отметить, что многие священнослужители, не говоря уже о пастве, не были готовы к произошедшему. И отчасти в этом виноват Никон. В церковной среде, где вообще все изменения крайне редки, должны подготавливаться довольно осторожно, он действовал резко и жёстко. Патриарх скорее отдавал приказы, чем пытался достучаться до людей и объяснить смысл того, что он делает, а также рассказать о причинах. Он не только не занимался особо агитацией проводимой реформы, но и даже не утруждал себя просвещением.

Как ряд историков, так и самих священнослужителей считают, что в расколе во многом виноват сам Никон. Он вёл себя резко, к тому же очень грубо. Например, при столкновении с несогласным с ним епископом Павлом Коломенским он публично избил того, сорвал мантию и лишил кафедры. На что требовалось соборное решение. Аналогичные случаи, только в отношении уже младших священников, происходили неоднократно. В итоге Никоном многие оказались недовольны.

Результатом стало то, что часть священнослужителей и паствы отказалось воспринимать реформу и подчиняться ей. Так появились старообрядцы, то есть в буквальном смысле слова те, кто продолжал служить по старому обряду. Как можно увидеть, даже краткая история показывает, что раскол был весьма неоднозначным.

Содержание

Роль Украины в ситуации

К моменту описанных событий Украина уже вошла в состав России. Но недостаточно было просто присоединить к себе территорию, важно было её удержать. Эта часть страны (в те времена её называли Малороссией) отличалась завидным природным богатством, основу которого составляли на удивление плодородные земли и половодные реки, по ним же можно было торговать. Своё историческое значение сохранял и Киев. Однако украинцы оставались обособленными от остальных народов. Это касалось и веры, в церквях проводили службы по разным обрядам. Духовенство вместе с царём понимали важность единства. Поэтому они решили убрать хотя бы этот разрыв.

Обоснованность проведения реформы

раскол русской православной церкви
раскол русской православной церкви

Нельзя не отметить, что само по себе проведение реформы было отчасти обосновано. С одной стороны претензии царя Алексея Михайловича на освобождение Константинополя казались чрезмерными. С другой стороны, именно цивилизационное равнение на Европу подхватил в своё время Пётр I, который реализовал немало здравых идей. Кроме того, церковные обряды необходимо было реформировать, сделать их более простыми, понятными.

К сожалению, Никон не задумывался о том, как именно его изменения будут восприняты. У греков многое происходило в контексте, патриарх же просто начал копировать, чем вызвал вполне понятное недоумение и протесты. Сопротивление было связано далеко не только с нововведениями, но с тем, какими методами действовал патриарх. Так, есть все основания предполагать, что Пётра Коломенского элементарно убили. Чем дальше развивались события, тем более жёсткими методами действовали реформаторы. Противников называли врагами веры, отрезали языки, сжигали заживо.

Загрузка...

Старообрядцы за все деяния прозвали Никона Антихристом. Они указывали на то, что он исказил суть обрядов. Кроме того, по их мнению, тот брал в качестве образца не старые работы, а современные ему греческие, что вводило ещё большую путаницу и отдаляло молящегося от понимания смысла и формы того, что он делает. Окончательного примирения между старообрядцами и новообрядцами не произошло до сих пор. Хотя появилось понятие единоверцев. Тем не менее возникший конфликт оказал огромное влияние на историю Русской православной церкви.

Загрузка...

Похожие статьи