Федеративное устройство РФ

Одним из принципов, установленных в Конституции РФ, является федерализм. Если государство является федеральным по территориальному устройству, то это означает, что его субъекты будут иметь определенную автономию. Для начала перечислим, какие виды субъектов существуют в России, а также их количество:

  • Области. В Российской Федерации есть 46 областей. Каждая область имеет свой устав, в подобных субъектах этнические преобладают русские.
  • Республики. У республик есть своя Конституция, они самостоятельно регулируют значительное количество вопросов. Республики образованы по национальному признаку. Помимо русского языка в них есть и иной государственный язык, пример: Татарстан – татарский. В России есть 22 республики.
  • Края. На территории РФ их 9 штук.
  • Города федерального назначения. До 2014 года к ним относились лишь Москва и Санкт-Петербург. С вхождением Республики Крым в состав Российского государства в этот список был также добавлен Севастополь.
  • Автономная область. В России она одна – Еврейская АО.
  • Автономные округа. 4 АО на территории РФ.

Федеративное устройство РФ понятие

В сумме получается 85 субъектов в составе Российской Федерации. Стоит отметить, что Совет Федерации (верхняя палата Федерального Собрания) формируется, исходя из количества субъектов в составе РФ. От каждого субъекта избирается по два представителя.

Споры о том, должна ли Россия быть унитарным или федеративным государством, велись со времен декабристских тайных обществ. К примеру, Пестель в своей «Русской правде» упорно настаивал на том, что Россия должна быть унитарным государством, то есть автономии категорически запрещены. Пестель считал, что федеративное устройство приведет к подъему сепаратистских настроений на национальных окраинах, поэтому давать им какую-либо свободу управления на местах немыслимо и вредно. Также Пестель хотел перенести столицу государства в Нижний Новгород.

Другой декабрист, составитель конституционного проекта – Муравьев-Апостол считал, что России стоит стать на путь федерализма. Он предлагал разделить Российское государство на «державы» — субъекты с широкой автономией. За образец он брал Соединенные Штаты Америки. Очень важно отметить, насколько разнятся между собой американский и российский федерализм. Если США изначально являлись конфедерацией (объединение 13 колоний против английской метрополии), то в современной России федерализм возник на основе договора между субъектами (так называемый федеративный договор, о котором рассказывается во втором разделе Конституции РФ).

Но, ни проекту Пестеля, ни Муравьева-Апостола не суждено было реализоваться, так как декабристское движение было подавлено властями. Вплоть до прихода к власти Временного Правительства Российская Империя была унитарным государством. На национальных окраинах помимо наместников из коренного населения власть осуществляли присланные из «центра» генерал-губернаторы и другие чиновники.

На полях гражданской войны не продолжали утихать споры о будущем устройстве России. Достаточно вспомнить легендарный лозунг, который приписывают как Деникину, так и Колчаку: «Россия единая и неделимая!». Белогвардейцы были категорически против автономии для других народов, образующих вместе единую Россию. Достаточно вспомнить показательный эпизод: в 1919 году Антон Деникин вел наступление на Москву, которое поначалу обещало ему существенный успех. Симон Петлюра, глава Украинской Народной Республики (государственное образование на территории Украины, желающее национальной автономии для украинцев), предлагал помощь Деникину взамен на признание автономной Украины в составе федеративной России. Но Деникин упорно стоял на «единой и неделимой». Отсутствие помощи от Петлюры – еще одна причина, почему белогвардейская концепция провалилась. Так было не только с Деникиным. В свое время белый генерал Юденич наступал на Петроград. Ему должны были прийти на помощь эстонцы. Взамен те просили той же автономии. Юденич отказался, в результате штурм Петрограда был успешно отбит большевиками.

Придя к власти, большевистское правительство не стало угнетать народы по национальному признаку. Очень важно отметить, что де-юре Советский Союз был конфедерацией, ведь республики имели законное право на выход из его состава. Все республики, входящие в состав советского государства, были образованы по национальному признаку. Также в СССР, помимо различных ССР, существовали и АССР.

Федеративное устройство РФ

После развала Советского Союза, перед Ельциным и другими руководителями России, взявшими курс на демократию, встал вопрос, как в дальнейшем строить государство: на федеративном или на унитарном начале? Был сделан правильный выбор в пользу федеративного устройства. Приведем аргументы, почему федерализм является наиболее оптимальной формой территориального устройства для России:

  1. Многонациональность. Россия вовсе не является моноэтническим государством. На ее территории проживает приблизительно 200 народов, практические все эти народы являются коренными. К примеру, якуты в Якутии или карелы в Карелии. Если бы Россия была унитарным государством, то это привело бы к ущемлению интересов всех народов, кроме русского. Такая политика привела бы к росту социально-национальной напряженности, а это, в свою очередь, могло бы стать причиной серьезного конфликта на этнической почве. Следовательно, федерализм является лучшим решением для государства, в состав которого входит две сотни народов. В пункте 1 статьи 3 Конституции РФ сказано, что носителем суверенитета является «многонациональный народ». Таким образом, нигде нет слова, что русские являются титульной нацией. Русские – самый крупный народ на территории РФ, но у него нет никаких привилегий и преимуществ относительно остальных этносов.
  2. Размер государства. Общеизвестно, что Россия – самое крупное государство на планете на сегодняшний день. Осуществлять управление из центра крайне проблематично, в «центре» не могут доподлинно и обстоятельно знать, что происходит «на местах». Рациональнее, чтобы субъекты сами принимали решения, касающиеся их внутренних вопросов. Это позволит, во-первых, сэкономить время, так как принять решение на месте значительно быстрее, чем передавать вопрос в центр, а лишь впоследствии получать оттуда ответа. Также главам субъектов лучше известна специфика региона, так называемая «внутренняя кухня». Необъятность государства еще один весомый аргумент в пользу федерализма в Российской Федерации, так как просто невозможно управлять огромной страной из центра.
  3. Сохранение культурных традиций. Каждый народ России имеет свои обычаи, традиции, культуру. Если представить Россию как унитарное государство, то существенно снизится значимость этих национальных культур. А сохранение культурного богатства, языка, традиций – это очень важно не только для общероссийской культуры, но и для мировой. Можно привести пример проведения политики в отношении малых народов Крайнего Севера (чукчи, эвенки и многие другие). Стоит отметить, что население всех народов Крайнего Севера вполне сопоставимо с популяцией среднего города по количественному параметру. Какую политику проводит государство в отношении этих этносов? Им предоставлена возможность сохранять свои обычаи и традиции, а самое главное – быт. Государство не покушается на оленеводство, которое является основой экономического производства этих народов. Также государство не проводит агрессивной политики по отношению к традиционным верованиям (анимизм, шаманизм). Смешение православия и шаманизма у этих народов привело к появлению особых, синкретических форм религиозного мировоззрения. Очень важно помнить про конституционный принцип о сохранении родного языка и культуры. Федеративное устройство помогает отлично реализовывать этот принцип, учитывать интересы каждого этноса, проживающего на земле РФ, вне зависимости от его размера.
  4. Исторически сложившиеся особенности. Практически 100 лет Россия существует в качестве федеративного государства с национальными автономиями. Если лишить этносов этих автономий, то это может привести к негативным последствиям.

Федеративное устройство РФ принципы

Таким образом, федерализм является наилучшей формой государственно-территориального устройства для Российской Федерации. Федерализм позволяет учитывать многонациональность России, дает возможность лучше управлять государством в условиях необъятной территории, с помощью федерализма возможно сохранять культурное наследие сотен народов, проживающих в России, а также подобная форма государственно-территориального устройства уже сложилась исторически.

Конституция РФ четко определяет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. То есть, субъекты обладают лишь некоторой автономией, а не являются независимыми государствами. Немаловажный факт: в Конституции подробно описан порядок принятия нового субъекта в состав российского государства, но нет ни слова о выходе субъекта из состава РФ. Хотя о праве самоопределения народов сказано.

Конституция разграничивает полномочия субъектов и федеральной власти. Основный принцип понятен: глобальными, общегосударственными вопросами, очевидно, занимается федеральная власть. В руках федеральной власти находится то, что является общими вопросами для всего государства. Например, она занимается составлением федерального бюджета и ведет международную политику.

Существуют вопросы, которые находятся только лишь в ведении субъектов. Это вопросы местного, локального характера, с которыми власть субъектов знакома больше и лучше. Вполне рационально оставлять часть вопросов в руках субъектов. Это приводит к большей самостоятельности действий и решений, люди разбираются собственными силами, а не зовут «на помощь» федеральную власть.

Есть перечень аспектов, находящийся в совместном, общем ведении. К примеру, если в одном из субъектов случилось наводнение или любое другое бедствие природного характера, то заниматься решением этой проблемы будет как и федеральная, так и местная власть.

Конституция постановляет, что все субъекты равны между собой и по отношению к федеральной власти. Докажем на примере: в Совете Федерации заседает два сенатора от каждого субъекта, в не зависимости от его размера, населенности и иных параметров. Такой пример подтверждает принцип равноправия народов, провозглашенный в Конституции.

Очень важно чувствовать разницу между российским федерализмом, и федерализмом иных государств. В России федерализм развился так: центр предоставил автономию народам, проживающим на территории государства, то есть из целого выделилось частное. В других странах (Швейцария, Америка) трансформация в федерацию шла несколько иначе. Это были независимые государства (бывшие колонии в Америке и кантоны в Швейцарии), которые объединились, чтобы федеральная власть решала вопросы, которые невозможно решить одному субъекты в отдельности (например, вопросы войны и мира). В этих странах процесс создания федеративного государства развивался в точности да наоборот: из частного получилось единое целое. В этом смысле российский федерализм является достаточно самобытным явлением в современном мире.

Загрузка...

В заключение, федерализм действительно важный принцип для существования всего российского государства. Он обеспечивает мирное сосуществование сотен народов, позволяет лучше и качественнее решать вопросы как местного, так и федерального значения, способствуют сохранению культурных особенностей, традиций, обычаев. В условиях самого большого государства на земле федерализм является единственно верным выбором. Унитарный строй бы усложнил обстановку между народами на территории РФ. Следовательно, федерализм, безусловно, правильное решение, которого надо придерживаться, чтобы российское государство развивалось положительно и продуктивно.

Загрузка...

Похожие статьи