Политическая система: функции и структура

Давайте дадим определение термину «политика», прежде чем говорить о политической системе. Корни этого слова растут из Античной Греции, «полис» переводится как «город-государство», а политика эта любая деятельность, связанная с вопросами жизни полиса. В современном обществе под политикой понимается деятельность, непосредственно связанная как внутренними, так и внешними вопросами государственного устройства.

структура политической системы

Содержание

Что такое политическая система?

Понятие политической системы можно определить как общность, упорядоченность, совокупность разрозненных частей политической жизни. Рассмотрим основные функции политической системы:

  • Регулирующая. Система четко регламентирует, как должно себя вести отдельному человеку и социальной группе. Для контроля над населением разрабатываются обязательные к соблюдению законы, создаются карающие органы власти.
  • Преобразующая. Политика тесно связана с важнейшими вопросами общественной жизни. Посредством имеющейся власти, управленцы должны преобразовывать требования и желания населения в выполненные задачи.
  • Адаптационная. Жизнь постоянно меняется, политическая система не должна чересчур упорно противиться переменам. Необходимо проводить реформы, учитывать изменения, происходящие в общества. Пример: Российская империя в период правления Александра III, а впоследствии и Николая II очень не хотела уступать обществу самодержавные полномочия. Результат этого упорного, но бессмысленного сопротивления всем известен.
  • Мобилизационная. Система вдохновляет, стимулирует людей на решение насущных вопросов.
  • Дипломатическая (внешнеполитическая). Взаимоотношения с иностранными государствами входят в круг полномочий политической системы. От того, насколько успешно развиваются отношения с другими государствами, будет зависеть многое: успех взаимовыгодного сотрудничества, степень культурного обмена, мир на планете.
  • Распределяющая. Монопольное право на распределение ресурсов. Наличие аппарата насилия позволяет государству активно и повсеместно навязывать свою волю при распределении ресурсов.
  • Охранительное. Система защищает общественный порядок, действующее законодательство, а самое главное – охраняет свою монополию на власть.
  • Экстракционная. Добыча ресурсов, необходимых для того, чтобы система качественно функционировала.

Компоненты политической системы

Политическая система функции

Слово система подразумевает общность, некое объединение разрозненных частей. Логично предположить, что и политическая система состоит из определенных частей, которые лишь вместе образуют единое целое. Так из каких компонентов состоит политическая система?

  1. Организационные компоненты. Главной частью в этой подкатегории будет являться институт государства. Общественно-политические движения, партийные организации, профсоюзы, СМИ, клерикальные организации будут относиться к этому списку. Вышеперечисленные институты являются «скелетом» политической системы. Это в особенности касается государства, ведь существует государство как центральный институт политической системы. Подробнее о государстве рассказано ниже.
  2. Культурные. Сюда будут относиться политическое сознание, идеологические взгляды, бытующие в обществе. Идеи, принципы, идеалы, политические программы – все, формирующее взгляд человека на происходящее в обществе. Такие компоненты при грамотном использовании имеют огромное влияние.
  3. Нормативно-правовые. Государству нужна законодательная база, чтобы легитимизировать свое существование. Система опирается на законодательные акты, регламентирующие жизнь в обществе, укрепляющие положение государства. Закрепляются не только правовые нормы, но и правила, согласно которым осуществляет политическая власть.
  4. Коммуникативные. Все многообразие связей, существующих между системой и народом.
  5. Функциональные. Практическая реализация власти и способы, посредством которых эта власть была осуществлена.

Элементы политической системы

Система очень широка и многообразна. Она состоит из различных институтов. Перечислим основные элементы и институты политической системы:

Государство.

Главный, центральный, формообразующий институт политической системы. Государство монополист на власть, единственный институт, заявляющий, что его власть является легитимной и законодательно обоснованной. Имеет в своем арсенале аппарат насилия и принуждения, посредством которого склоняет несогласных на свою сторону. Решает основные общественные вопросы. Совокупность методов, с помощью которых государство выполняет возложенные на него задачи и осуществляет власть, называется политическим режимом.

Политические режимы принято подразделять на тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитарный режим отличается абсолютным подавлением личности, подчинением ее государству, насаждением единой, неоспоримой, общеобязательной идеологии, полным контролем СМИ, запретом на мнение, расходящееся с властью, массовыми репрессиями и преследованиями по отношению к людям, сопротивляющимся режиму.

«Классическими» тоталитарными машинами являлись Третий Рейх, Советский Союз времен диктатуры Сталина, красные кхмеры под руководством Пола Пота. Суть тоталитаризма – изничтожить личность, пресечь на корню любое проявление свободы, индивидуальности. Авторитарный режим характеризуется меньшей степенью агрессивности государства, отсутствием аппарата террора, значительным ограничением инакомыслия, концентрацией властных полномочий в руках лидера/лидеров, невмешательством государства в те сферы, которые ему не интересны (все, что не запрещено, то разрешено), ограничением политического плюрализма, сосредоточением власти, главных рычагов и механизма управления в государственных руках. Авторитарное государство жестоко несколько в меньшей степени, чем тоталитарное. Персидская империя Ахеменидов, Римская империя, Русское государство вплоть до появления демократических свобод – все эти государства являются яркими представителя авторитаризма.

Демократический же режим предусматривает политический плюрализм, провозглашает ценность свободы, считает значимым даже отдельного индивида. Тем не менее, решения принимаются по принципу большинства, однако меньшинство имеет право занять оппозиционную позицию и отстаивать свои интересы. Гарантия прав и свобод, а не их пустословное провозглашение, защита частной собственности, свобода для ведения собственного бизнеса, право на выражение точки зрения, отличной от государственной, наличие органов народовластия (парламент), посредством которых общество доносит до власти свои желания, выборность главных государственных чиновников – все это признаки демократии.

Демократический режим является наиболее предпочтительным, ведь он учитывает важность человека и его прав и свобод. Демократический идеал тесно связан с понятием правового государства: такой формы общественного устройства, где высшей ценностью является справедливый закон, перед которым равны все граждане страны. Разрабатывается честный и порядочный закон, в соответствии с которым регламентируется жизнь общества. В правовом государстве закон не обращает внимания на то, богатый перед ним или бедный. Закону важно, кто прав, а не кто богат или привилегирован как-либо иначе.

Политическая система

Политические партии.

Различные организации, объединяющие людей с одинаковыми взглядами на общественную жизнь, стремящиеся к захвату власти и воплощению в жизнь своей партийной программы. Такая организация имеет идеологию, то есть набор определенных принципов, в соответствии с которыми она существует. По своему спектру они очень широки, партии могут быть и консервативные, и либеральные, и социалистические, и националистические, и коммунистические. Роль этих организаций в общественной жизни существенна. Они отвечают за политическое воспитание населения, насаждают собственную идеологию, борются за власть. Партийная организация имеет иерархическое устройство, а также местные отделения, которые продвигают идеологическую программу в регионах. Имеется строгая дисциплина и жесткая иерархическая структура.

Общественно-политические движения.

В отличие от партий, общественно-политические движения образуются стихийно, они являются вспышками общественной активности народа. Движение может стихийно возникнуть вследствие отрицательной деятельности государства. Они не ставят себе целью захват власти. Обычно они включают в себя большее количество людей, чем политическая партия, но движение является более аморфной организацией, так как оно не является четко структурированной и жестко регламентированной структурой. По российскому законодательству общественно-политическое движение не может войти в Государственную Думу.

Профессиональные союзы, церковь, компании-монополии.

Все эти организации могут иметь политический вес и влиять на происходящее в государстве. Если они имеют влияние, то они могут оказывать давление на действующую власть. К примеру, американские профсоюзы начала первой трети XX века включали в себя множество трудящихся. Рабочим удалось принудить государство сократить рабочий день и улучшить отвратительные, нечеловеческие условия труда. В религиозном обществе существенную роль играла церковь. Из истории нам известно, что Папа Римский неоднократно призывал Европу на крестовые походы против неверных, а долгое время существовало Папское государство, управляемое главным священником римско-католической церкви.

Загрузка...

Подытожим: политическая система – сложная структура, состоящая из многих элементов и компонентов, играющая очень важную роль в жизни всего общества.

Загрузка...

Похожие статьи