Семья как социальный институт. Какую роль играет в жизни человека?

Говоря о том, что представляет собой семья как социальный институт, нужно сначала разобраться с последним понятием. Его можно рассматривать с разных позиций. Например, обществознание указывает на то, что это – элемент подсистемы общества, которое в целом отвечает за всё социальное направление. Но вместе с тем разбирая, какую роль семья выполняет в жизни человека, нельзя не отметить, что речь идёт, фактически, о стыке публичного и частного, личного.

Семья

Но для начала вернёмся к науке. Итак, какой смысл вкладывают обществоведы в понятие институты общества? Речь идёт об устойчивой группе, которая призвана удовлетворять определённые потребности людей. Причём основные институты общества отличаются характерными признаками. Скажем, самодостаточностью до определённой степени. К тому же они устойчивы, например, образование как социальный институт всегда в той или иной степени существовало, просто оно могло принимать очень разные формы и быть доступным не всем. В доисторические времена подразумевалась скорее передача знаний от родителя ребёнку, от мастера – ученику. Что трудно сопоставить с современной образовательной программой, разумеется. Тем не менее это один и тот же социальный институт. И он построен вокруг главного – обучения.

семья как социальный институт

Есть и очень специфические элементы социальной подсистемы. Например, религиозный. Что же обуславливает своеобразие? Во-первых, люди в разных странах вкладывают в понятие веры, церкви и т. п. разный смысл. Во-вторых, религия как социальный институт очень долго выполняла функции, которые теперь перешли к совсем другим органам и организациями. В-третьих, она сейчас в жизни человека играет заметно меньшую роль, если говорить о социуме в целом. Фактически, живёт в цивилизованном мире почти факультативно. И уже нельзя однозначно сказать, что религия как социальный институт занимает прежнее место. С другой стороны такие трансформации нормальны. В частности, семья как социальный институт их тоже пережила. И хотя понятие религии не подразумевает активных изменений, внимательное изучение обществоведческого материала показывает, что она всё же развивается.

Но стоит вернуться к основной теме. Семья как малая социальная группа испытывает на себе влияние ряда других институтов. В частности в отношении брака само понятие религия во многом предопределила, указав, в каком именно значении его надо трактовать (только как союз мужчины и женщины, что меняется лишь в некоторых странах сейчас), как именно жить «не во грехе», то есть каким образом получить законный социальный статус.

И семья как социальная группа долгое время подчинялась этому регулированию. А по мере того как религия утратила свои позиции, многие моменты стали определяться правом, то есть законом. Но уже неоднократно говорилось о как том, что семья это малая группа. Что именно подразумевается?

Речь идёт о людях, объединённых между собой кровным родством, браком или же узами опекунства. Семья играет в жизни человека решающую роль, сказывается на различных социологических процессах, на формировании первичной собственности у конкретного индивидуума (то, что ему дают родители, наследство, дары). Семья как малая группа обеспечивает защиту, гарантирует, что у её члена будет возможность самореализоваться. Кроме того, не стоит забывать о личных потребностях.

Семья как социальный институт определение

И если мы рассматриваем такое явление как семья понятие это не только обширно, но ещё и трансформирующееся. Главное изменение, которое можно наблюдать в современном мире, и которое вызывает больше всего вопросов, связано с гендерным составом. Речь идёт об однополых браках, социализации членов таких союзов, равенства их прав. В некоторых странах понятие брака заменяют на «гражданское партнёрство», позволяя закреплять за собой разные виды собственности, но не признавая такие отношения семьёй или же равноценными. Но борьба с дискриминацией сейчас идёт в Европе и в США довольно успешно.

Многие говорят о том, что семья как социальный институт и малая группа разрушается. Впрочем, отдельные исследователи предполагают, что сейчас очень многое нужно пересмотреть, что собственности понятие в прежнем значении уже тоже устарело. Однако учебный план социальные институты требует изучать в привычной терминологии. Знакомство с современными течениями – это, безусловно, хорошо, но чтобы понимать, от чего они отталкиваются, нужно знать классику. То есть традиционное понятие социального института, то, что именно в него вкладывалось. Это позволит лучше разобраться, в связи с чем данное определение сегодня многих не устраивает.

Впрочем, другие обществоведы считают, что социальный институт понятие и то, что в него вкладывают, ещё актуально. Они предлагают смотреть на него шире. И это же касается и семьи. Вообще любая группа и социальный институт развиваются, появляются новые формы собственности, способы самореализации. Но это не значит, что старое отмирает. Таким образом, разговоры о том, что семья как институт разрушается, воспринимаются большинством учёных, которые интересуются социологией, преждевременными. Аналогично и в отношении собственности, религии и многого другого.

Большинство полагает, что семья сейчас освободилась от необходимости. Теперь супругам не нужно сочетаться браком ради собственности или же «законного» статуса детей. Давления религии тоже пошло на спад. Поэтому большинство просто выбирает такое объединение более свободно, не ограничивая себя. И выходит из него (развод) тоже намного спокойнее.

Стоит учесть, что такая возможность (развестись) у человечества появилась совсем недавно, фактически, всего 100 лет как. Причём ещё в начале прошлого века разводы не были официально разрешены в целом ряде стран, а там, где подобная практика на бумаге существовала, к ним всё равно относились крайне негативно. Воспользовавшихся предоставленной возможностью могли предать остракизму, начать преследовать. Это событие часто угрожало карьере, поэтому в среде политиков нередко встречались фиктивные браки, когда супруги появлялись вместе в основном на публике, а в действительности могли жить отдельно, каждый своей жизнью.

Загрузка...

А если говорить о ещё более ранних этапах, то развод был доступен только отдельным членам социума. Иногда требовалось разрешение Папы Римского (у католиков). Известно, что невозможность получить развод привела к конфликту Генриха VIII с католической церковью, что закончилось образованием англиканской церкви. Это очень яркий и наглядный пример как то, что касается отдельных вопросов одной группы, способно

Загрузка...

Похожие статьи